авт. Бабалаво Аво Фалокун Фатумби Аво Фалокун: Я хочу начать нашу беседу с вопроса. Я считаю, что это важный вопрос. Кто-то сказал мне, что мы собираемся заниматься Ифа, в чем смысл этого? Чем мы действительно занимаемся? У кого-нибудь есть мнение на этот счет? Слушатели: Установить связь с Природой. Аво Фалокун: О"кей, это хорошо и это правильно, и я хочу поговорить о том, что о себе говорит Ифа, чем она занимается. Это мой план, это моя повестка дня, я хочу дать вам культурный и духовный контекст для того, чтобы изучать Ифа, сказать о том, как изучать, как продвигаться и как совершенствоваться в этом. В некотором смысле по-настоящему странно то, что я учу в присутствии Baba, потому что за всю свою жизнь я не узнаю столько, сколько знает он. Надеюсь, для него, для вас и для всех нас вместе я смогу поделиться своим опытом того, как преодолевать культурную пропасть, чтобы мы могли быть вместе и двигаться вперед. Последние двадцать лет я старался преодолеть эту пропасть. Надеюсь, вы сможете научиться на моих ошибках, и вам не придется проходить через тот процесс проб и ошибок, через который пришлось пройти мне. Итак, вот первое, что я хочу сказать. В Африке, если вы зададите вопрос кому-то из Старших, они не станут высказывать свое мнение. Они процитируют Оду (священный текст), они процитируют пословицы, они поделятся мудростью предшественников (Egun - Эгун), потом они могут сказать о том, как это связано с вашими конкретными проблемами. В Америке у всех и обо всем есть мнение, и нас воспитывают так, что мы учимся этому и верим в это. Но Ифа может вам сказать очень особенные вещи о том, что вам необходимо сделать, решая ту или иную проблему. Во-первых, она гласит, что вам надо прийти на Землю, чтобы развить в себе лучшие черты своего характера. Хороший характер называется iwa-pele. Вы слушаете меня? Что же на самом деле означает iwa-pele? Большинство слов языка йоруба, связанных с религией - это предложения, сокращенные до одного слова, вбирающего в себя понятие. Iwa-pele - это сокращение от “Iwa opa ile” - я прихожу приветствовать Землю. Это целое мировоззрение, основанное на представлении о том, что наша работа в качестве людей заключается в том, чтобы приходить приветствовать Землю. Вы приветствуете что-то, когда у вас есть с этим какие-то взаимоотношения. Поэтому приветствование Земли означает, что у нас есть взаимоотношения с Землей, и в этих отношениях есть что-то взаимовыгодное. Ифа это приветствование Земли хорошим характером. Также Ифа - это сделать землю лучшим местом на тот момент, когда мы уйдем из жизни, чем какой она была, когда мы на нее пришли. Создание “Aye rere”, то есть создание хорошего места для жизни или, буквально, хорошей Земли. “Aye” означает “Земля”,. “re” - “хороший”, . “rere” - “хороший-хороший”, то есть “полностью хороший”. Вы слушаете меня? Мы приходим на Землю, чтобы выработать хороший характер и сделать Землю лучшим местом. Ключ к тому, чтобы сделать Землю лучшим местом - базируется на фундаментальной вере в “atunwa”. В Ифа слово “atunwa” - понятие реинкарнации. Wa означает “приходить”, atun - “снова”, то есть “я прихожу на Землю снова”. По сравнению с популярным представлением о реинкарнации Ифа очень отличается от религий Среднего Востока. Мы верим, что приходить на Землю - это хорошо, и мы не пытаемся освободить себя от цикла. Приходить на Землю - хорошо, и мы повторно возвращаемся на Землю. Еще мы верим, что мы перерождаемся в рамках родословной своей семьи. Мы перерождаемся в родословной матери или отца. Перерождение в своей семье означает, что сделать Землю хорошим местом означает сделать Землю местом, хорошим для возвращения вас и ваших потомков. Есть пословица народа йоруба, которая по сути означает “если все время мочиться в воду, которую пьют, она станет непригодной для питья”. Ифа знает это, потому что африканцы живут близко к естественной среде, и им хватает ума это понять. Здесь, в Америке, мы мочимся в питьевую воду больше, чем какая-либо другая культура за всю историю жизни на планете. Нам не хватает ума, чтобы понять, что это не работает, и теперь мы не можем понять, почему нам приходится покупать воду в бутылках. Я могу начать разглагольствовать об этом, так что лучше не давайте мне отвлекаться от темы. Не нужно многого, чтобы понять, что это не работает. Еще мы верим, что когда мы возвращаемся путем реинкарнации, у нас есть особая судьба. На языке йоруба судьба называется “ayanmo”. Я думаю, это можно перевести как “моё родовое древо”. Ayan - это “дерево”, mo означает “моё”. Люди всегда хотят знать о своей судьбе. Это очень просто. Ифа говорит Ayanmo ni iwa-pele, iwa pele ni ayanmo: “Судьба - это хороший характер, хороший характер - это судьба”. Если вы не знаете, как поступить, то поступайте правильно, поступайте нравственно, поступайте честно, поступайте благородно, и вы поступите абсолютно правильно. Когда вы приходите на Землю, чтобы сделать ее лучшим местом, вы приходите на нее не для того, чтобы избивать любимых. Когда вы приходите на Землю, чтобы сделать ее лучшим местом, вы приходите на нее не для того, чтобы продавать наркотики. Я говорю об очевидных вещах. Я расскажу вам о себе. Когда я впервые приехал в Африку в 1989 году, в США почти не практиковали Ифа. Была Ориша, но не Ифа практика. Мне сказали, что перед инициацией меня проверят, поэтому я прочел всё, что было на тот момент написано на английском об Ифа и находился в глупом заблуждении, что я что-то знаю. Пробыв в Африке менее часа, я понял, что даже маленькие дети знают об Ифа больше, чем я надеюсь когда-либо узнать. Кем я себя возомнил? “Господи, пожалуйста, пусть они не будут меня проверять”. Вы понимаете? Самым большим откровением для меня (и я понял это не благодаря тем книгам, которые я прочел, и до сих пор не видел, чтобы об этом писали) стало то, что Ифа изучается через освящение расширенной семьи. Что это значит? Освящение означает обожествление или то, что расширенная семья становится священной. Это означает, что у всех в деревне есть работа, все получают духовную подготовку в отношении этой работы, все получают духовную подготовку, чтобы повыситься до следующей работы, и следующая работа полагается после достижения определенного возраста и зрелости. Ифа - это школа таинства, и такой школой является семья. Школа - это не монастырь на холме и не какое-то тайное место под пещерой, и не какое-то место, где вы читаете книгу и получаете сертификат. “Ile awo ni ile” - школа таинства - это семья. Структура семьи важна и вечна, это не люди, которые занимают места на данный момент. В Иле Ифе родном городе Baba Fatunmise есть должность в расширенной семье, которая называется Araba Иле Ифе. Эта должность существует тысячи лет. Люди на этой должности меняются каждые 30-40 лет. Тот кто находится на этом месте, меняется через каждые несколько десятков лет, но сам стул, сама должность, работа остается такой же, равно как и качества, необходимые для занятия этой должности, как и то, что предполагается делать на этой должности, как и обязанности, связанные с этой работой. Позвольте привести вам один маленький пример. Три года назад я стал дедушкой. Я говорил людям в Америке, что я стал дедушкой, и люди отвечали “отлично”, “о"кей” или что-то еще. Те из вас, у кого есть дети, знают, что с рождением ребенка ваша жизнь навсегда меняется. Вы можете вспомнить те вещи, что происходили с вами до рождения ребенка, но вы не можете почувствовать себя так, как чувствовали себя, когда не были ответственными за ребенка. Это меняет вашу жизнь навсегда. Она вновь меняется, когда вы становитесь бабушкой или дедушкой. Вы начинаете думать о наследстве, о том, как оставить будущим поколениям свое доброе имя. Эта перспектива постоянно свербит у вас в мозгу, и вы навсегда меняетесь. Это называется обрядом перехода, вы становитесь старше. Для американцев это не значит ничего особенного. В Африке я никому не говорил о том, что я стал дедушкой. Как только я прибыл в Оде Ремо, со мной стали обращаться не как с Baba, а как с Babagba, как с дедушкой, а не как с отцом. Baba Fatunmise расскажет вам, что есть разница между тем, как относятся к Baba и тем, как относятся к Babagba. Когда вы становитесь дедушкой, вы едите первым, вам приносят стул, у вас есть определенные обязанности и привилегии. Fatunmise: Просто чтобы подтвердить то, что говорит Baba - когда вы оказываетесь в Нигерии и встречаете моего отца или кого-то подобного, вы называете моего отца Babagba, мы имеем в виду, что он старше. Аво Фалокун: Спасибо, Baba, для этого есть причина, о которой я расскажу позже. Я хочу, чтобы у вас сложилась общая картина. Одна из самых легких для понимания вещей, связанных с освящением расширенной семьи - это то, что вся семья собирается вместе, чтобы помочь кому-то пройти через обряд перехода. Например, в той части Иле Ифе, где живет Fatunmise, все дети проходят через церемонию получение имени, которая называется esentaye, что означает “нога прикасается к Земле”. Каждый ребенок проходит через ритуал, в котором его знакомят с основными продуктами йоруба - пальмовым маслом, орехами кола, перцем, медом, солью. Они читают Eji-Ogbe первый Оду из Оду Ифа (Священное писание йоруба). В Eji-Ogbe говорится о совершенной согласованности с головой и сердцем, о безукоризненной согласованности со своей судьбой. Ребенок начинает жизнь с провозглашения его самой возвышенной судьбы, вот как это происходит. Вся семья собирается вместе, чтобы провозгласить это. Проводится предсказание, чтобы выяснить, какова судьба ребенка, затем ребенка “ведут” в этом направлении. Esu Yemi, где ты вырос? Esu Yemi: В Мемфисе, штат Теннесси. Аво Фалокун: Представь себе, как бы всё было, если бы все в Мемфисе в штате Теннесси знали, что твоя судьба - быть жрецом Ифа. Каждый раз, когда ты делал бы что-то, что несовместимо с этим, тебя бы шлепали по твоей маленькой попке. Если бы кто-то мог тебе как-то помочь в этом, это бы сразу делалось. Это называется воспитывать детей. В западной культуре мы делаем это по-настоящему плохо, и это не секрет. Подумайте об этом. Если суть африканской духовности - сакрализация расширенной семьи, что же сделало рабство? Оно разрушило семью. Оно не только разрушило семью, оно разорвало сердце и душу африканского мировоззрения. Вот такой глубины эта рана. И она еще совсем не заживает. Ифа говорит: если твоя жизнь становится лучше, моя жизнь становится лучше, если ты страдаешь, то страдаю я. Если это не является непреложным для афро-американских семей, то и для белых это тоже не определено. Пока мы не соберемся для этого и не искупим вместе свою вину, эта рана будет гноиться и становиться хуже. Только подумайте, в Америке просто так разрушаются семьи. В психологии это называется дисфункцией. К сожалению, Baba, благослови его душу, впервые посетив Америку, не мог понять разрушения семей, потому что в Африке они так крепки. Он думал, что оказался в каком-то дурдоме. Он думал, что же это такое. Я прав? Fatumise: Да. Аво Фалокун: Если не видеть полностью функционирующую расширенную семью, то для американца действительно трудно понять, что же это такое. Надо сказать, что, на мой взгляд, южные афро-американские семьи сохранили некоторые элементы африканской расширенной семьи лучше, чем в других регионах страны. Мы знаем, что это такое, но чтобы в полной мере увидеть это в религиозном контексте стоить поехать в Африку. Я надеюсь, что никого этим не обижу. Мы говорим о том, что редко обсуждают в межкультурном контексте, поэтому я буду делать ошибки, работайте вместе со мной. У вас есть церемония получения имени, вы выясняете, каков путь ребенка. Если ребенок на пути Ифа и родился в семье почитателей Огун, он идет и живет с семьей Ифа. Ничего особенного, семья Ифа живет на той же улице в доме напротив. Они же не посылают его в другую часть света. Все дети все равно весь день играют вместе. Разница лишь в том, где он проводит весь день. Семья - это школа. Семья - это обучающий центр. Вы слышите меня? Osuntokun, ты выглядишь озадаченным. Osuntokun: Нет, я просто поражен. Аво Фалокун: Во время полового созревания вы понимаете, что значит быть мужчиной, вы понимаете, что значит быть женщиной. Существует ритуал для первого менструального цикла. Если вы помните о том, какой это было травмой, представьте, как это было бы, если бы происходило в ритуальном контексте, когда старшие женщины учат вас секретам женского пола. Возможно, вы можете представить, что этот путь лучше для того, чтобы пройти через переходный процесс. В отношении обряда перехода для мужчин самое важное, с чем я сталкиваюсь как Аво (предсказатель) - взрослые мужчины, изображающие детей, другими словами, дети в телах взрослых мужчин. Мужчины, которые никогда не понимали, что значит вырасти, мужчины, которыми никогда не руководили отцы. Африканцы справились с этим, у них нет этой проблемы. Такая же огромная рана среди американских мужчин - сыновья без отцов, и с этим очень сложно справиться. У африканцев нет сирот, потому что все в возрасте ваших родителей - Baba или Iya (отец или мать). Огромная проблема, душевная рана, с которой мы сталкиваемся как культура, не существует в Африке. Они что-то поняли. Мы должны обратить внимание на это. Следующий обряд перехода - брак, вся семья собирается вместе, чтобы дать согласие на отношения. Есть африканский ритуал ухаживания, молодые женщины доказывают свою детородность. После того, как они это сделали, отец ребенка обязан жениться на его матери. Вы улавливаете, к чему я веду? Если у двух людей рождается ребенок, они женятся. Fatunmise: Вам не надо быть беременной, может быть, у вас есть друг, и вы хотите пожениться, но после того, как вы поженитесь, вы обязаны заботиться о детях. Аво Фалокун: Если женщина от вас забеременела, то вы отец и муж, и все сообщество настаивает на этом. Нет матерей-одиночек. Одна из обязанностей Ифа в Африке - делать так, чтобы у одиноких женщин была возможность иметь детей, и чтобы они были связаны с семьями, которые обеспечивают пропитание. Они никогда не подтвердят заранее оговоренный брак, если нет возможности прокормить детей. Вы приходите к жрецу Ифа, потому что предполагается, что жрец Ифа организует это так, чтобы это было нравственно, приемлемо. В этой культуре все перепуталось, и в Америке носятся с идеей полигамии, если это можно сделать так, чтобы жена ничего не узнала. Тут всё не так. Fatunmise: В этой стране ко мне приходят люди, которые не знают, какой работой им заниматься, потому что у них нет esentaye. Если вы родились в Африке, у вас есть esentaye. Esentaye означает ваше будущее, ваше астрологическое предсказание, то, что вы приносите с Небес. Например, у одного из членов нашей семьи было esentaye для ibeji (близнецов). Итак, им говорят, чем они будут заниматься, и, как ни удивительно, хотя они близнецы, им говорят разные вещи. И вы поддерживаете их в этом. Пока мы это делаем, их поведение подтверждает это, один из них плачет, другой спокоен, а другой из них непослушен. Есть одно конкретное Оду, когда рождается ребенок, если Eji-Ogbe придет к ним, этот человек сделает это в своей жизни, что бы там ни было. Но если Оду говорит, что он станет грабителем, мы делаем так, чтобы он занимался чем-то правильным. Если оно говорит, что ребенок станет вором, то он станет вором. Оду Ofundagbe означает, что ребенок станет вором, и мы немедленно делаем эбо для этого ребенка, чтобы повернуть вспять эту тенденцию стать вором. Я просто хотел подтвердить то, что сказал Baba. Аво Фалокун: Вы можете увидеть последовательность этого. Если люди рождаются, воспитываются и умирают без духовного руководства, а дети убивают друг друга и возрождаются с этим из прошлой жизни. Мы сталкиваемся с серьезной духовной проблемой, с которой нельзя даже начинать работать, не учитывая некоторые вопросы, связанные с обрядами перехода. Предки возвращаются назад и они несчастны. Проблема будет всё время становиться тяжелее, если не обратиться к созданию здоровой расширенной семьи. Это справедливо для всех культур в Америке. Затем вы переходите от обряда взросления к браку, и по ходу этого, не существует установленного времени для этого, вы проходите инициацию в Ориша. В этой стране все хотят знать, что у них в голове, какая у них личность, кто их Ориша. Это не так много значит в Африке. Вы проходите инициацию в Ориша семью, потому что Ориша семьи - краеугольный камень семейного ремесла. Не имеет значения, кто направляет ваше ori (сознание). Если ваша семья - кузнецы, то вы получаете Огун. Неважно, кто направляет ваше ori, но если ваша семья - резчики по дереву, вы получаете Шанго. Если вы шьете одежду, то вас инициируют в Ошун. Если вы фермер, вы получаете Око. Если вы торговец на рынке, вы получаете Ойя. Ориша - это не столько ваше сознание, сколько ваша работа. В Африке вы не купите нож у кого-то, кто не является жрецом Огун, потому что жрец Огун знает молитвы, которые заставят нож правильно работать. Даже христиане и мусульмане в Нигерии не купят нож не у жреца Огун. Это ремесло. Уясните это, в человеческом отношении люди путаются с этим, я отвлекусь и проясню. Между Ориша и Ифа есть взаимоотношения. Вот как это: Ифа - это общее, у нас общий взгляд и “по кусочку” от всего, не потому, что мы лучше других людей, а потому, что у нас хорошая память. Ориша - это специалисты. Они становятся специалистами в разных областях. Здесь важно понять такую вещь, как Ila ate, то есть деревня - это как ковер, там нет “самого главного”, который всё время распоряжается всем. В каждый конкретный момент главный - это тот, кто руководит тем, что вы делаете в этот момент. Это правильно, Baba? Fatunmise: О да. Аво Фалокун: Я могу идти по деревне и казаться важным жрецом Ифа, и люди будут приветствовать меня и обращаться со мной как с главным, но когда я приду в Огбони, то главными будут Обатала, потому что мы занимаемся сферой работы Обатала. Если мне нужен нож, то главный - священник Огун. Araba Ode Remo - главный священник в деревне, когда его старшая сестра входит в дом, мы все кланяемся. Это связано с возрастом и зрелостью. Это связано не с титулами Ифа, а с уважением к возрасту. Правильно? Fatunmise: Да. Аво Фалокун: Да, всё это основано на представлении о том, что с возрастом приходит мудрость. Основано на представлении, что люди старше вас обучались дольше, чем вы, поэтому они больше знают. После того, как вы прошли инициацию в ремесло, а Baba Fatunmise инициирован в шесть или семь ремёсел, поэтому он и универсал, и специалист, это делает его главным и мудрым человеком, и нам повезло, что он с нами, вы становитесь старшим, то есть бабушкой или дедушкой, тогда вы заседаете в совете Старших, который в разных местах называют по-разному - Iyami, Ogboni, Awoni, Emese и т.д. Если у вас есть внуки, то вы можете принимать решения для общины и разрешать споры в общине. Последний обряд перехода - ваш уход. Вам следует знать, что на похоронах Ифа мертвых поднимают спустя три дня после смерти, чтобы они могли общаться и сообщить свою последнюю волю. В западной культуре есть популярная религия, основанная на представлении о том, что это случилось лишь раз в истории человечества, но в Африке это происходит каждый день. Вам надо понять, что огромное культурное унижение и сокрытие истины - верить, что это случилось лишь раз за всю историю человечества. Я вижу, что вы меня не поняли, поэтому я повторю. Я скажу что-то очень противоречивое. Baba, поправьте меня, если я ошибусь. На всех похоронах Ифа, на последнем обряде ухода, тело Аво (жреца Ифа - Бабалаво) оживляют через три дня после его смерти, чтобы он мог поговорить с семьей и сообщить свою последнюю волю и завет. Это относится к каждому умершему Аво. Христианство создало религию, основанную на вере в то, что это случилось лишь раз за всю историю. Я говорю вам, что там, где живет Baba, это происходит каждый раз, когда Аво умирает. Вы слушаете меня? Fatunmise: Мы используем obesilo (лекарство из трав), и через три дня он встанет и расскажет вам обо всем, что видел на Небесах. Аво Фалокун: Вот о чем я говорю. Нам лгали об африканской духовности, и эта ложь - одна из самых вопиющих. Часть унижения африканской духовности - сделать так, чтобы никто не понял, что произошедшее с Господом нашим и Спасителем не было чем-то особенным в контексте африканской культуры. Если вы посмотрите на Средний Восток, то вы увидите, что это явно часть Африки. Итак, вы понимаете, что я имею в виду, когда говорю, что семья - это школа таинства? Хорошо, теперь нам надо поговорить о сути дела, о том, как соединить это в повседневной жизни. Вот почему мы должны рассмотреть это. Мы можем согласиться, не вдаваясь в детали, что семья в Америке - в глубоком дерьме? Мы можем с этим согласиться. Дисфункция свирепствует. Мы можем согласиться, что это может быть результатом тактики “разделяй и властвуй”, применяемой правящим классом. Мы можем зайти так далеко. Хорошо, ладно. Есть лишь один вопрос, который вы должны задать себе как последователи Ифа или потенциальные приверженцы Ифа - что вы готовы сделать, чтобы исправить семью? Всё остальное не имеет к этому отношения. Если вы не готовы многое сделать для того, чтобы исправить семью, то вы не делаете Ифа, вы тратите мое время, идите еще куда-нибудь. Я здесь для того, чтобы сказать вам, что на это нужно больше усилий, чем кто-либо из вас может представить. Это не пикник, не “халява”, это не просто. Но мы собираемся получить представление о том, что это такое, чтобы мы могли все прийти к согласию о том, что мы собираемся делать, и чтобы мы пришли к согласию насчет того, что мы собираемся создать. Вот первое и основное правило, если вы поймете его, то вы будете на верном пути. Я знаю Baba десять или двенадцать лет. Я никогда не спрашивал его “Как дела?”. Никогда. Я его не спрашивал по той причине, что это не мое дело. Он учитель, я ученик. Спрашивал ли я тебя о том, как твои дела, даже во время обычного разговора? Fatunmise: Нет. Аво Фалокун: Грубо спрашивать Старших о том, как у них дела. Ты с юга? Изучающий: Да. Аво Фалокун: Есть ли в твоей семье правило насчет того, что дети не должны заговаривать со взрослыми, если те не обратятся к ним первыми? Изучающий: Не впрямую, но есть. Аво Фалокун: Ты имеешь об этом представление. Изучающий: Да. Аво Фалокун: Это фундаментальная идея, на юге старики говорят, что в разговоры скаковых лошадей не должны вмешиваться ослы. Почему так? Большинство американцев говорят, что не понимают этого. Вот почему Ифа гласит: s’otito, s’ododo*. Fatunmise: Osa tura. Комментарии Аво Фафеми: S’otito; S’ododo, Sotito o si tun S’ododo; Enis"otito ni Imale yoo gbe o. Что означает “Говорите правду, сообщайте факты. Тем, кто говорит правду - Ориша помогут” - Оду Оса"тура. Аво Фалокун: Спасибо, Baba. Если я спрашиваю “Baba, как у тебя дела?”, то он должен ответить мне правду, поскольку он жрец Ифа. Итак, он рассказывает мне о своей проблеме, и как же, черт возьми, мне ее решить? Я не хочу знать. Если ты можешь, не спрашивай. Это верно даже тогда, когда человеку больно, или он страдает. Семья - это школа, где есть разная работа, решать проблемы Старших - не моя работа. Это работа его Baba. Если Baba не делает свою работу, то это не моя проблема. Вы понимаете? Но если он попросит о помощи, то я готов. Но это должно быть на его условиях. Это очень отличается от направления нашей культуры. Вся культура направлена на то, чтобы постараться заставить тинэйджеров купить кеды. Представление о том, что у тинэйджеров могут быть воззрения, которым взрослые kunle (кланяются) - норма здесь. Но посмотрите на это с другой стороны. Что бы вы подумали, если бы кто-то из Иле Ифе приехал в Америку и решил, что он хочет заниматься хирургией мозга, пошел в больницу, стал мешать хирургу во время операции и говорить “Покажи мне, как это делается”. Мы бы подумали, что он чокнутый. Тем не менее, мы, американцы, приезжаем в Африку, идем к Araba из Иле Ифе и говорим: “Покажи-ка мне это дело насчет Ифа, вот эту вот штуку, на вид это неплохо”. Нет. Я открою вам большой секрет, большой секрет, который стоит много денег. У меня было четыре поездки в Африку, и я написал три книги. Это огромное количество информации, полученной в результате четырех поездок. Меня и по сей день обвиняют в том, что я всё это придумал, люди не верят, что я мог всё это узнать. Baba, я получил это знание и информацию? Fatunmise: Да. Аво Фалокун: Вот как я это сделал. Попав туда, я в первый же день понял, что семья - это школа, что восьмилетние учат шестилетних, десятилетние дети учат восьмилетних, двенадцатилетние учат десятилетних, и я понял, что я еще в пеленках. Мне было 38, и я был в пеленках. Я провел свою первую поездку в Африку, разговаривая с девятилетними. Во вторую поездку я разговаривал с двенадцатилетними. Я провел третью поездку в Африку, разговаривая с тинэйджерами. После всего этого, в конце моего последнего посещения старики в Оде Ремо сказали мне, что во время следующего посещения я могу поговорить с ними. Понадобилось более двенадцати лет, чтобы достичь этого. Osuntokun: Я думал, что поеду Африку, возьму с собой свой ноутбук и буду там сидеть со Старшими. Аво Фалокун: Этого никогда не произойдет в твою первую поездку. Я открою тебе важный секрет: возьми с собой мешок воздушных шариков и разговаривай с детьми. Baba, я вру? Fatunmise: Нет. Аво Фалокун: Если даже старики и будут разговаривать с тобой, то тебе все равно не понять того, что они говорят. Изучающий: Я хочу взять с собой магнитофон. Аво Фалокун: Я сделал то же самое. Я пришел в семью Baba со своим магнитофоном. Я разговаривал со Cтаршими Baba. В ответ на каждый заданный мной вопрос они цитировали Оду, а я не понимал Оду. Я думал, что могу прочесть это в Bascom. “Давайте, ребята, поговорите со мной”. Вот что я имею в виду. Я знаю Baba десять или двенадцать лет, и он начал отвечать на мои вопросы года три-четыре назад. Это так? Fatunmise: Да, это так. Каждый раз, когда он спрашивал меня, я говорил, что ему недостаточно лет для того, чтобы это знать. Аво Фалокун: Вы понимаете, что я тут имею в виду? До этого я задавал какой-нибудь вопрос, и Baba отвечал “ой, это тайна Ифа”. Я думал, что если еще раз услышу про тайну Ифа, то закричу. Но я осознал… Osuntokun: Вы не влезаете на дерево сверху вниз. Аво Фалокун: Именно. На дерево нужно залезать снизу. Давайте обобщим. Esu Yemi, повтори всё, что я сказал, для брата, который только что вошел. Изложи ему краткий вариант. Esu Yemi: Сначала поговори с детьми. Аво Фалокун: Позвольте мне обобщить. Семья - это школа, awo ile, школа таинства Ифа - это расширенная семья и освящение всех в семье. У всех в семье есть работа, так или иначе связанная с какой-то формой инициации. Когда вы становитесь старше, ваша работа меняется, вы проходите новую инициацию, вы больше узнаете, у вас становится больше обязанностей. Мы приезжаем в Африку как взрослые, мы хотим, чтобы к нам относились, как к взрослым, но в контексте школы таинства мы дети. Вы понимаете меня? Вот, мне кажется, ваша проблема. Вы должны помочь мне, потому что я здесь в первый раз. Эта - та модель, с которой Baba начинает работать. Эту модель никто здесь не понимает полностью, поэтому вы теряете друг друга в аспекте общения. Я дам вам некоторые рекомендации насчет того, как общаться с Baba. Первое и самое важное - не спрашивайте Baba о том, как у него дела, никогда этого не делайте. Если он кажется печальным, рассерженным или раздраженным, то не ваше дело, как у него дела. И это никогда не будет вашим делом. У него на родине есть для этого Cтаршие, вот как это работает. Поэтому, хотя он и не будет оскорблен, если вы спросите “как дела?” в качестве приветствия, но если вы зададите этот вопрос, действительно желая это узнать, он не будет делать вид, что он счастлив. Он просто постарается избежать вашего вопроса. Давайте не будем больше тратить на это время. Если у него плохи дела, и ему нужна ваша помощь, он скажет вам. Вам надо по-настоящему это понять. В доме Baba живут девяносто восемь детей. Шесть жен, все его дяди и, там был бы полный хаос, если бы не было одного правила. Самые старшие мать и отец встают утром, выходят во внутренний двор и спрашивают всех в доме, хорошо ли они спали, есть ли у них пища, есть ли им чем заняться сегодня. Каждый раз, когда вы в Африке встречаете Cтарших, они зададут вам эти же вопросы. Предполагается, что вы ответите на них честно. Благодаря тому, как работает система, если вы скажете, что вам нечего есть, то сделают так, чтобы на вашем столе была еда. Вы не будете знать, как она туда попала, это вас не касается. Бабушку и дедушку уважают как авторитетный голос, они выясняют, у кого есть избыток еды и делают так, чтобы она попала к вам. Вы не можете спросить бабушку о том, нужна ли ей еда, потому что у вас нет власти для того, чтобы решить проблему. Как-то раз я, как полный тупоголовый идиот, шел по Оде Ремо, пока не понял, что больше на улице никого нет из-за слишком сильной жары. Мне стало плохо. Когда я вернулся домой, у входной двери уже лежала коробочка с лекарством. Никто даже не спрашивал меня, как я себя чувствую. Кто-то увидел меня, и новость об этом добралась до моего дома раньше, чем это сделал я сам. В школе мы не встаем и не говорим учителю: “Этот тест слишком сложный, дай-ка нам вопросы попроще”. Мы знаем, что так делать нельзя. Но из-за того, что Ифа учит вас, как прожить свою жизнь, все в Америке считают, что они в этом авторитеты и специалисты. Понимаете? Сколько тебе лет? Изучающий: тридцать один. Аво Фалокун: Я знаю, что такое быть тридцатиоднолетним. Мне пятьдесят четыре, и ты не знаешь, как это. Поэтому у меня может быть мнение о том, что происходит в твоей жизни, но ты не можешь иметь мнение о том, что происходит в моей. Пока ты не поймешь этого, это всё не начнет работать, мы все тут будем делать вид, что занимаемся Ифа. Те из вас, кто читал Iwa-pele, могут помнить, что в конце книги я беру интервью у своего Старшего. Я сказал: “ОК, это твой шанс поговорить с множеством людей в Америке, давай”. Он стал грозить пальцем, показывая, что я должен слушать, потому что он скажет важную вещь. “Скажи им в Америке, что бы они называли черное черным, а красное - красным”. Я стал думать о том, какого черта это всё означает. Потом он сказал, что если я буду к нему относиться как к отцу, то всё у меня будет хорошо. Вот так. Что он сказал? Называть черное черным, а красное красным - фундаментальный принцип Ифа. Это означает, что если у вас в машине сломался глушитель, вы можете хоть пятьдесят раз поменять карбюратор, но глушитель по-прежнему будет сломан. Вы не можете решить проблему, пока не выявите её. Если вы можете правильно определить свои проблемы, вам не нужны Старшие. Мы будем приветствовать вас как второе пришествие. Если я знаю, что значит быть тридцатиоднолетним, то у вас есть выбор между двумя вариантами - попросить в этом моего руководства или изобретать колесо. Это ваш выбор, мне все равно, какой путь вы изберете. Пока мы этого не поймем, мы не продвинемся вперед. Я - дедушка, Baba - нет, однажды он может спросить меня, каково это. Больше мне ему не о чем рассказать. Я могу поделиться с ним тем, что значит чувствовать себя дедушкой, вне этого он - учитель, я - ученик. Ему решать, когда я буду готов узнать что-либо, это основано на его представлении о том, насколько я продвинулся с тем, что уже знаю, и о том, достаточно ли хорошо мое iwa pele, чтобы правильно использовать эту информацию. Правильно? Fatunmise: Ты прав. Аво Фалокун: Если я - тупоголовый идиот, он не будет ничему меня учить. Это было бы безответственно. Поймите это. Из-за Голливуда и фильмов вроде “Сердце ангела”, “Адвокат дьявола” и всех этих фильмов со втыканием иголок в куклы Вуду многие люди верят, что Ифа связано с обретением власти для того, чтобы причинять вред другим людям, обретением власти для того, чтобы получать всё, что хочешь, создание амулетов, занятиями магией. Нас сегодня кто-то разбудил, потому что у него есть проблема, и он верил, что Baba сможет решить ее, так как он знает как сделать амулет. Проблемой было опоздание на день. Мы не занимаемся магией. Мы достигаем максимального потенциала человеческого сознания. Это кажется магией людям, которые никогда не делали этого. Комментарии Аво Фафеми: Насколько будет могущественен человек если получит доступ к потенциалу своего сознания? Трудно представить. По сравнению с этим знанием любая магия выглядит просто детской забавой. Эта сила и эта магия работают только в контексте общины. Движения Нью Эйдж породило синдром, который я называю “ГУРУ НЕДЕЛИ”. Люди кидаются от одного к другому, ища силу, надеясь, что это устроит их жизнь, не понимая, что сила - это функция общины, всегда ею была и останется ею. Вся сила, которую вы получите сами по себе, не являясь частью общины, будет отклоняться на один градус в начале и на сто километров влево в конце. Вы понимаете, что я говорю? Вы будете считать, что вы что-то понимаете, лишь чуть-чуть отклонитесь и если рядом не будет Старшего, чтобы ударить вас по голове палкой когда вы запутаетесь, то вы закончите в дурдоме, думая, что вы развитое духовное существо, но на самом деле лишь создавая духовный беспорядок. Тебе приходилось убирать духовный беспорядок того, кто считал, что у них всё правильно? Fatunmise: О, да. Аво Фалокун: Хорошо. Это происходит в контексте общины. В каждой молитве, которую я читаю один, есть сила. Но любая молитва, которую мы с ним прочтем вместе, будет не вдвое, а в четыре раза сильнее. Если вас несколько, то она будет не в три, а в двенадцать раз сильнее. Но она сильна только тогда, когда мы все вместе. Даже в Библии сказано, что двенадцать человек в одной комнате могут сдвинуть горы. Почему? Потому что мир создан звуком, сила слова влияет на реальность. Это суть дела, таков мир, в котором мы живем. Но если в комнате молятся двенадцать человек, и восемь из них пытаются кого-то исцелить, двое думают о том, почему Фалокун здесь главный, а один думает о том, что он опаздывает к стоматологу, то вы ничего не делаете. Эти трое полностью уничтожат работу девяти других. Вы можете быть вместе, только если вы доверяете друг другу. Если вы не доверяете, вы всё равно хороший человек, но идите лучше еще куда-нибудь. Вы не продвинетесь вперед, это не сработает, и вы потратите свое время. Это не значит, что Baba всегда прав. Это не значит, что Baba не будет приводить вас в бешенство. Но если мы не будем вместе в том, что мы собираемся делать, то ничего никогда не получится. Если у вас есть какой-то вопрос к Baba, то попросите его разрешения обсудить это. Он может не хотеть говорить с вами об этом в данный момент. Это его прерогатива. Он учитель, вы - ученик. У нас с ним были разногласия. Я сказал, что хочу обсудить их с ним в присутствии Старших. Мне понадобилось шесть месяцев на то, чтобы организовать эту встречу, но когда она состоялась, мы решили проблему за пару минут. Почему я потратил на это столько сил? Чтобы сохранить структуру семьи. Моим выбором было решить проблему, а не говорить “Я не согласен, я ухожу”. В Америке есть такой синдром. Люди в Америке постоянно спорят о том, кто больше знает об Ифа. Никто в Америке, включая меня, не знает достаточно для того, чтобы вести этот спор. Мы все слишком невежественны для того, чтобы участвовать в таком обсуждении. Это бессмысленный спор. Так почему люди так делают? Люди не соглашаются с Baba, убегают и строят свою собственную церковь. В Америке есть по меньшей мере двенадцать религиозных общин, основанных на принципе “Фалокун - придурок”. Почему люди так делают? Они делают это для того, чтобы, как я это называю, обожествить свои проблемы. Ифа гласит, что ori (сознание), которое уходит утром - не то же самое ori, которое возвращается домой ночью. Круг в Ифа - это изображение сознания. Когда в Африке старики говорят “думай”, они указывают не на голову, а на сердце, единство сознания - это единение головы и сердца. Ваше сердце - это ваше ori uni, ваша голова - это ваше ori, когда эти двое находятся в согласии, у вас есть шанс назвать черное черным, а красное - красным. Вы когда-нибудь видели, чтобы в драке кто-то отступал назад и говорил “Я собираюсь надрать тебе задницу”? Неубедительно. Если кто-то по-прежнему держится, но говорит “Я надеру тебе задницу”, то это становится убедительным. Так же и в жизни
авт. Аво Фафеми Фаталаби В настоящее время среди последователей Ифа во всем мире оформилась нездоровая с позиции мистицизма тенденция к догматическому мышлению. Это мышление базируется на склонности людей строить выводы и судить о практических методах традиции йоруба с позиции познавших суть и истинный смысл Ифа. Например, человек или группа людей, знакомятся с описанным в каком - либо источнике методом проведения того или иного ритуала и начинают утверждать, что именно этот метод является общепринятым и повсеместно применяемым всеми жрецами традиции йоруба. Аналогичная ситуация разворачивается и с вопросами по поводу методов обучения и способов проведения церемоний. Мнение, будто в Африке есть только правильный один - единственный метод использования оракула, пения инвокаций, принесения жертвы, проведения церемоний и инициаций, - большое заблуждение. Но главной ошибкой является утверждение о том, что истинный путь связи с Духом имеет определенные качества и в этих (исключительно этих) качествах является единственно возможным. Так вот, в Африке не может быть ОДНОГО ПУТИ, а также одного ПРАВИЛЬНОГО метода обучения. Мне известно множество вариантов dafa (процесс предсказания Ифа с использованием опеле - цепи и икин - священных орехов пальмы). Ни один из известных мне африканских методов работы с опеле не является более верным или более эффективным, так как каждый благословлен Ифа. Следует заметить, что усвоение одной техники предсказания (например на опеле) и знание всех Оду Ифа не делает Аво полностью обученным в этом искусстве. Углубление и совершенствование мастерства происходит в течение всей жизни. Разрешение на работу с оракулом и проведение той или иной церемонии Аво получает от учителя вне зависимости от устоявшихся правил определенного Egbe (общины). Такой факт объясняется спецификой данной конкретной ситуации. В Африке в каждом городе сосуществует большое количество различных общин или Egbe. Каждая община, однако, имеет уникальное происхождение и коллективную мудрость, передаваемую от поколения к поколению. Каждая община ответственна за сохранение традиции, собственной линии, а также всей информации и тайн Оду Ифа. Тексты Оду Ифа не статичны: если выявлены новые проблемы и их эффективные решения, основной текст стихов дополняется описанием этого опыта. Таким образом, каждая община имеет свой характерный инструментарий для решения конкретных проблем и ситуаций. Африканская Ифа – это прежде всего гибкость и умение эффективно взаимодействовать с духом местности. Как известно, два нетождественных элемента, вступая в реакцию, всегда порождают нечто новое. Так Ифа появилась, например, на Кубе. И если вы следуете Ифа, адаптированной к определенной местности, вы получите инструкции и руководства, результативные и гармоничные с духом данной конкретной территории. Например, Бабалаво из Мексики не станет ждать доставки нужных ему трав из Африки, так как его собственная местность располагает своими травами и необходимыми для решения проблемы материалами. В поиске и определении эквивалентов он будет ведом Духом, и Ифа благословит его работу. Как уже говорилось, африканская Ифа - это многообразие течений и направлений, в той или иной мере разнящихся по форме, но единых по сути. Каждая специфическая разновидность является ИСТИННОЙ, так как ею руководит Мудрость Ифа. Это правило также распространяется на все афро-карибские традиции, базирующиеся на духовном росте. Ифа говорит в Оду Eji Ogbe: "Однажды левый и правый берег реки начали спор, кто из них лучше и кто находится ближе к отцу Орунмила. Спорили они очень долго, пока Орунмила не сказал, что оба берега - левый и правый – неделимое целое. У них один отец и потому им должно всегда пребывать в единстве". Ифа учит, что сила заключается в ЕДИНСТВЕ. Всякая борьба лишена смысла: один берег не может быть лучше другого, ведь это берега ОДНОЙ реки. Вернемся к вариативности почитания и работы с Ифа в Африке. Хотя первоначальным источником распространения Ифа - считается Иле Ифе, метод как таковой разнится от региона к региону. Так в городе Оде Ремо (час езды от Лагоса) женщины не проходят и никогда не проходили Ифа - инициацию. В соответствии с Egbe Ifa Ogunti Ode Remo женщина может получить IDE (браслет), символизирующий мистический брак с Ифа. В Иле Ифе и других городах после Ифа - инициации женщина становится Ийяонифа, однако такая инициация никогда не будет полной. Подобное положение вещей рождает горячие споры по поводу того, может ли женщина быть инициированной в Ифа. Ответ прост - все зависит от линии передачи, к которой принадлежит конкретная женщина. Если речь идет, например, о кубинской Сантерии или вышеупомянутой линии Оде Ремо, то женская Ифа - инициация невозможна. Еще один интересный факт: в Африке женщинам иногда разрешается использовать опеле (цепь Ифа), но ни в одном регионе женщина не работает с икин. К слову, вопрос о женских практиках и инициациях в Ифа заслуживает рассмотрения в отдельном материале. В некоторых частях Африки инициации проводятся в лесу, в других же регионах - возле реки. Согласно одним линиям церемонии совершаются в строго определенное время, в системе же других течений и общин время на процесс инициаций особо не влияет. Tefa (Ифа - инициация) проводится 3, 7 или 14 дней в зависимости от законов данной линии передачи. Какой метод будет правильным? Какой из них является истинным? Все они ПРАВИЛЬНЫ, так как ими руководит ОДНА сила - это Мудрость Ифа. - 09.09.06 12:27 Хоттабыч
приворот, черная магия, приворот, магия, привороты, любовная магия, колдовство, белая магия, практическая магия, магия, приворот заклинания, заговоры, чёрная магия, заговор любовный, приворот магия любви, magija, порча, вуду, приворожить, маг, ведьмы, приворот любимого, ворожба, магические ритуалы, любовные привороты, магия колдовство, заклинание, наговоры, маги, приворожение, отворот, мистика, заклинания черная магия, магические заклинания, салон магии, черная и белая магия, привораживание, магия и колдовство, колдоство гипноз, книги по магии, магия вуду, ведьма, магические услуги, колдуны волшебство, чёрная и белая магия, ясновидение, магические заговоры, magia, сглаз, как сделать приворот, белая и черная магия, гадания, отвороты любовные заговоры, венец безбрачия, оккультизм, пси-магия, заклятья, как стать ведьмой, окультизм, приворотное зелье, степанова, как приворожить, колдовские заклинания, гадание колдун, присушки, присушка, практическое колдовство, сатанизм, приговоры, приворожить любимого, спиритизм, magic, снятие порчи, магия для начинающих
Гермес Трисмегист, Изумрудная Скрижаль, магический орден, школа Магии, герметизм, эзотеризм, магия, астрология, каббала, мистика, религия, теургия, психургия, тавматургия, оккультисты, герметическая медицина, телепатия, телепсихия, телекинетия, психометрия, ясновидение, магнетизм, хиромантия, графология, физиогномика, оракулы, сонники, гадания, травники, таро, алхимия,